- Геннадий, архиепископ Новгородский
- Геннадий (ум. 1505 г.) – новгородский архиепископ, создатель первого полного библейского кодекса, автор посланий. В одном летописном известии приводится прозвище (фамилия) Г. – Гонозов. В 70-х – начале 80-х гг. Г. был архимандритом московского Чудова монастыря; в спорах между Иваном III и митрополитом Геронтием поддерживал великого князя. Назначенный в 1484 г. новгородским архиепископом, Г. должен был стать проводником великокняжеской политики в недавно присоединенном Новгороде, однако вскоре между Г. и великим князем обнаружились серьезные противоречия из-за крупных земельных владений архиепископской кафедры. Вместе с Иосифом Волоцким Г. вел борьбу против новгородско-московской ереси («жидовствующих»), пользовавшейся до нач. XVI в. покровительством великокняжеской власти.
Публицистическая деятельность литературного кружка, организованного Г., была непосредственно связана с борьбой против еретиков. Творчество самого Г. представлено в основном его посланиями, написанными в 80-х – начале 90-х гг. XV в.; большинство этих посланий имеет целью убедить церковных иерархов и митрополита решительно и беспощадно расправиться с еретиками. С этой же целью Г. приказал записать и отослать в Москву «Речи посла цесарева» об учрежденной в Испании инквизиции. В послании митрополиту Симону Г., смущенный «простотой» своих сподвижников и образованностью вольнодумцев, выступал за создание училищ для духовенства. Конкретное практическое назначение этих посланий (не имевших, в отличие от большинства посланий Иосифа Волоцкого, церковно-полемического и догматического характера) предопределило их стилистические особенности – они написаны разговорным языком, с просторечными оборотами и введением прямой речи упоминаемых в посланиях лиц.
В те же годы Г. распространял церковно-полемическую и астрономическую литературу, которой пользовались еретики. В состав литературного кружка, собравшегося вокруг Г. в Новгороде, входили дьякон Герасим Поповка, его брат, переводчик и дипломат Дмитрий Герасимов, сподвижники великой княгини Софии Палеолог – братья Юрий Мануилович и Дмитрий Траханиоты и монах-доминиканец Вениамин. При дворе Г. было написано «Слово кратко» в защиту церковных имуществ (первоначальное название – «Събрание на лихоимцев»), наиболее яркий памятник публицистики «воинствующих церковников», введение к Пасхалии (издано в РИБ), рассуждение «О летах седмыя тысячи», сделан ряд переводов и составлен первый в России полный библейский кодекс (см. Библия) – Геннадиевская Библия 1499 г. (включая книги Товит, Юдифи, «Маккавеев» и др., переведенные с католической Вульгаты). С именем Г. связывается также Повесть о белом клобуке, созданная, по-видимому, уже в следующем столетии. В 1504 г. Г. и его сподвижникам удалось добиться полного осуждения еретиков, но сам Г. по воле великого князя был смещен с архиепископской кафедры и умер в опале.
Изд.: АИ, СПб., 1841, т. 1, № 104; РИБ. СПб., 1908. 2-е изд., т. 6, № 113, 119, стб. 753–760, 811–820; Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – нач. XVI в. М.; Л., 1955, № 12, 13, 16, 18, 19, 22.
Лит.: Грандицкий М. Геннадий архиепископ Новгородский // ПО, 1878, ч. 3; 1880, ч. 3; Седельников А. Д. 1) К изучению «Слова кратка» и деятельности доминиканца Вениамина // ИОРЯС, Л., 1926, т. 30, с. 205–225; 2) Очерки католического влияния в Новгороде в кон. XV – нач. XVI в. // Докл. АН СССР. Сер. В, 1929, № 1, с. 16–19; Лурье Я. С. 1) Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV – начала XVI в. М.; Л., 1960, глава IV; 2) К вопросу о «латинстве» Геннадиевского литературного кружка // Исследования и материалы по древнерусской литературе. М., 1961, с. 68–77; Копреева Т. Н. Западные источники в работе новгородских книжников кон. XV – нач. XVI в. // Федоровские чтения. 1979. М., 1982, с. 140–152.
Я. С. Лурье
Словарь книжников и книжности Древней Руси.